?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как мы писали ранее в истории про подделку антиквариата, мы намерены пробежаться по сомнительным и откровенно некорректным высказываниям из фильма «Анти-Антиквариат. Честный детектив» Фильм этот можно найти только ВКонтакте. Вот тут http://vkontakte.ru/video492590_113087042 Фильм получил широкое распространение, тем хуже, так как он мягко говоря неточен.


(картинка для привлечения внимания)


Мы не знаем, кто консультировал журналистов, но ошибок очень много. Постараемся кратко и по пунктам.

1. «Подделки занимают 80% антикварного рынка»
Не соответствует действительности. На самом деле подделка «оправдана» только в том случае, когда затраты на изготовление подделки и рыночная стоимость оригинала соотносятся как один к 50 и выше, иногда 1 ко многим тысячам. Например, подделка картины крупного художника (предположим второго порядка), картины которого на рынке стоят 200-300 тысяч долларов «имеет смысл»,так как себестоимость изготовления подделки не дороже 2-10 тысяч и соотношение получается (в среднем) 1:50, а то и вовсе 1:150. Какой смысл подделывать бюро в стиле ампир, если рыночная цена (берем высший уровень ампира) около 20-50 тысяч долларов, а в производстве превышает 10? И последнее, антикварный рынок в основном состоит из средненьких предметов (если не верите, посмотрите что продается в антикварных магазинах, что является основным наполнением обычных аукционов), наполнить его подделками не то что на 80, даже на 20% невозможно.

2. «В начале 1990-го годов Западная Европа охотно поглотила огромное количество шедевров русского искусства.»
Да, это правда. Но самый большой объем вывоза русского искусства пришелся на советское время: ни бандиты, ни таможенники даже не понимали, что именно вывозят советские граждане. Нет источника, достойного для ссылки. Эти выводы я сделал на основе разговоров с коллекционерами, которые занимались русским искусством в 1970-1980-х годах.

3. В фильме описан и даже воссоздан в 3D способ подделки икон.
Подделать иконы с достойной датировкой невозможно. Можно обмануть наивного покупателя, можно даже обхитрить не сильно сведущего в тонкостях русской иконы коллекционера. Но для профессионального искусствоведа или реставратора икон увидеть реальную датировку иконы редко представляется сложной задачей. Можно состарить икону начала XX века чтобы добавить к датировке 50-70 лет, но не более того. Можно застарить современную икону (при условии что она написана и создана так как делали в старину) и сымитировать, скажем, XVI век, но поверьте это очень очень сложно. Показанный в фильме способ иллюстрирует лишь часть процесса подделки. А самая сложная часть не описана: то как написать икону в соответствии с канонами иконописи, как подготовить доску из соответствующей древисины, вырезать ковчег, грамотно положить паволоку и левкас (только подготовка доски под письмо занимает многие недели, при уже готовых материалах и тд).
В общем подделка икон, которую кстати практиковали веками старообрядцы, задача чрезвычайно трудоемкая. Способ изготовления фальшивки, показанный в фильме, верен, но демонстрирует лишь малую часть процесса. Он в принципе не может дать результат «иконы XVIII века».

4. «Вообще во всем мире бизнес антикварный он не легален.»
Полнейшая чушь. Мировой рынок антиквариата четко регулируется международными и местными законами. Мало того, во многих странах отношение к вывозу ценностей (самая сложная часть этих законов) регулируется весьма изящно, например, в Великобритании. Там существует система обратного выкупа: если предмет искусства представляет ценность для страны, то государство может обязать продать в пользу музея предмет по аукционной цене. Если специальный фонд в определенные сроки сможет собрать сумму.

Простые рыночные законы никто не отменял, они одинаковы для рынка антиквариата, картошки и кокаина.

5. Ошибочна огульная формулировка «Тащат все, что можно продать за границей».
На любом рынке как ни крути работают рыночные законы (и не важно легальный рынок или нет). Иконы вывозили контрабандой активно в 1970-1980-х года, на рубеже 80-90-х вывозили особенно много. Но вывозили только те предметы, которые дороже стоили на Западе. Спрос рождает предложение. Простые рыночные законы никто не отменял. Если в одном регионе что-то стоит дороже, чем в другом, то туда начинается импорт этого товара. Например, в России мало осталось мебели среднего формата с датировкой XVIII-начало XIX вв., и западные предметы активно ввозились в первой половине 1990-х (там было немало подделок среднего уровня, которые мало-мальски продвинутые коллекционеры «раскусывали»). После 1995 года контрабанда пошла на спад, так как разница в ценах на иконы стала незначительна. Мало того был и обратный путь – когда наблюдались всплески рыночных цен в РФ, иконы привозили из-за границы.

6. «Честных антикваров мало».
Полная ерунда. В России этот рынок до сих пор не регулируется законодательством в достаточном объеме. Регулируется, но не полно. Также в России невнятные законы по ввозу и вывозу антиквариата, по вопросам атрибутики и оценки законодательство и вовсе дикое. ИМХО надо начинать с законодательной базы, а уже потом решать остальные вопросы.

7. «Предложение хороших настоящих старых вещей на рынке все же ограничено. Какая-то волна подделок, переделок, фальшивок заполняет нишу».
Чистейшая правда. Но ниша эта никак не похожа на 80% как было сказано в начале фильма. Тут опять же работают рыночные законы. В середине 00-х в моду вошли крупные резные предметы из дуба, эклектика начала XX века. Рынок пошел вверх, предметы, которые в 90-х стояли 1-5 тысяч долларов, подорожали почти на порядок. Наверное, встречались и подделки. Но такого рода предметы ДПИ легче и проще было ввозить из Голландии, где их масса и стоимость на удивление не высока. Чем и занимались предприимчивые антиквары.

8. Утверждение про то что сделка в основном проходят тайно – для России правда.
Но не правило. Хочу обратить внимание на другой момент: на причинно-следственную связь. Почему сделки идут скрытно? Ответ прост: государство все равно не защити ни покупателя, ни продавца…

А теперь еще пара моментов вообще не упомянутых в фильме. Это странно, так как моменты эти чертовски важны для антикварного рынка.

Провенанс. Это то, что гарантирует подлинность при продаже. Это документ, описывающий кому принадлежал предмет ранее. Часто в таком документе есть информация с момента появления предмета. Это абсолютная защита при покупке. Чем полнее провенанс, тем выше рыночная цена. В России с провенансом все плохо. По понятным причинам.

Емкость российского антикварного рынка мала. При этом уже почти 2 десятилетия мы наблюдаем процесс постоянного роста русского рынка (антикварного рынка в сегменте русского искусства). Страна пережила многократные революции, войны и переделы собственности. Говорить о провенансе неуместно. Но дела плохи так же и с объемом рынка. Пройдитесь по квартирам жителей Парижа или Кельна. А потом прогуляйтесь по местным антикварным магазинам или блошиным рынкам. Сравните с ситуацией в России. Разница очевидна.

Мы совершенно забыли тот факт, что зачастую именно частные коллекционеры и антиквары спасали наши культурные ценности.

Резюме. Антикварный рынок России требует законодательной защиты, требует бережного отношения так как стране он просто необходим. Многие из нас совершенно забыли тот факт, что зачастую, а иногда прежде всего – частные коллекционеры и антиквары спасали наши культурные ценности. Именно собиратели-любители создали наиболее интересные коллекции искусства, которые мы в наше время видим преимущественно в музеях.
Об этом нельзя забывать.

Выводы делайте сами. Буду рад, если у вас есть вопросы или комментарии.

Ольнев Александр, руководитель реставрационных мастерских «Антик Нуво», 3 марта 2010 года. Перепечатка только с письменного разрешения автора.
Статья написана при участии сотрудников реставрационных мастерских "Антик Нуво" реставрация мебели, икон и картин.


Comments

( 23 comments — Leave a comment )
do4ka_oseni
Mar. 3rd, 2010 12:10 am (UTC)
большое спасибо за такую толковую и интересную информацию.особенно про "провенанс".по невежеству своему не знала о таком, хотя думала, что должно существовать что-то подобное...знаю, что в восточной культуре невероятно ценятся предметы не несущие собственно ценности эстетической (с точки зрения европейцев), но имеющие вот такую подробную "историю" специально хранимую сотнями и больше лет, как родословная... :)
antiqnuvo
Mar. 3rd, 2010 07:38 am (UTC)
Спасибо!


Не соглашусь по поводу восточной культуры, это верно лишь отчасти.
isinda_bubuev
Mar. 3rd, 2010 08:02 am (UTC)
заранее 1000-извинений, что пытаюсъ получитъ халявную консулътацию..
недавно подруга спонтанно, не вдаваясъ в тему, не вентилируя, за 3-часа выбрала и купила на пишпушим стол+6стулъев(~3500$), причем продавец грузил что вез стол с "риском для жизни":) из франции в контейнере в виде дров, дабы избежатъ налогов и обвинений в вывозе културных ценностей и т.п.
етот стол действителшно столъко стоит и французский, илъ его выточили
арабы тут же под прилавком? а даватъ квитанцию он категорически отказалси, уж за сертификат и т.п. не спрашивали.
http://i49.photobucket.com/albums/f280/isinda_bu/b2c6fa89.jpg
antiqnuvo
Mar. 3rd, 2010 11:40 am (UTC)
Так не видно ведь ничего... По формам, вполне.

isinda_bubuev
Mar. 3rd, 2010 12:31 pm (UTC)
"вполне" уже радует и обнадеживает, спасибо!
ето "макро" с трясушейся мылъницы, ближе нет:(
http://i49.photobucket.com/albums/f280/isinda_bu/12.jpg
antiqnuvo
Mar. 3rd, 2010 12:35 pm (UTC)
На самом деле мне как реставратору-искусствоведу больше информации даст вид внутренностей (шипы, сухари, признаки обработки поверхности).

Что именно волнует? Страна? На самом деле мне видится что мебель практически современная.
antiqnuvo
Mar. 3rd, 2010 12:39 pm (UTC)
По мне так датировка важнее.
isinda_bubuev
Mar. 3rd, 2010 02:01 pm (UTC)
продавец толкал как Франция конец 19-го, шипы там между полустолиями в виде дисков, а стягиваюшие шнеки(сухари?) ржавые, по четвертъ кило каждый:)
antiqnuvo
Mar. 3rd, 2010 02:06 pm (UTC)
правдоподобно.

но слишком ровненький стол, слишком безупречная древисина.
isinda_bubuev
Mar. 3rd, 2010 03:04 pm (UTC)
тык "шахматная доска" была конкретно волнистая, подруга настойчиво попросила выправитъ, две недели там-ж на пишпушим пресовавали, на глаз вроде получилосъ ровно, а недавно заказал стекло шоб кастрюлями не царапатъ(фотки ещео до стекла), так там в разных местах винч от плоскости стекла +-6мм:(
microneo
Mar. 3rd, 2010 09:31 am (UTC)
Спасибо за интересные и подробные разъяснения!! многого из этого я не знала, а стоило бы! Ох уж эти журналисты- понапишут-порасскажут какую-нибудь чушь...-((( прямо обидно даже...
antiqnuvo
Mar. 3rd, 2010 12:39 pm (UTC)
Ох уж эти журналисты...

(no subject) - soldes - Mar. 4th, 2010 04:28 pm (UTC) - Expand
antiqnuvo
Mar. 4th, 2010 05:32 pm (UTC)
шутка двойная: я по одному из образований журналист. и знаком с microneo около четверти века...


madhatterrus
Mar. 4th, 2010 01:28 pm (UTC)
Я вот от российских реалий давно оторвалась, но нтересно - а модерн в России не популярен, в смысле рынка мебельного антиквариата? Больше любят XIX век?
Я тут вижу иногда интересную мебель начала прошлого века на провинциальных аукционах, после Вашего поста вспомнила. Правда, и в мыслях не было заняться еще и таким антиквариатом - громоздкий уж очень по сравнению с ювелиркой :)
antiqnuvo
Sep. 14th, 2010 11:03 pm (UTC)
модерн действительно на подъеме с середины 00-х. Ожидаю спокойное смещение акцентов и спад спроса к 2015 году. Вот только не совсем ясно в какую сторону пойдут акценты.

madhatterrus
Sep. 14th, 2010 11:15 pm (UTC)
Получается, волна всего лет десять? Очень быстро, мебель мне казалась более консервативным сегментом...
В России, мне кажется, всегда будут в большей или меньше степени доминировать барочные/рокальные вкусы - Восток рядом, к пышности тяготение. В Англии, например, у меня много клиентов на Art Deco и минимализм 60х - в России же почти нет. Хотя, может быть, в Петербурге это и не так, все-таки к Европе близко...
А мебель ар деко тоже интересная по дизайну бывает, если не совсем дешевый функционализм, а чуть раньше, элегантная роскошь после Первой мировой.
antiqnuvo
Sep. 14th, 2010 11:19 pm (UTC)
Рынок взрослеет как человек. В 12 у него начинает формироваться интерес, в 15 привязанности, в 18 его начинает колбасить из стороны в сторону и к 30 он успокаивается.

Ну как, реалистичное сравнение?
antiqnuvo
Sep. 14th, 2010 11:20 pm (UTC)
то есть антикварный рынок РФ в данный момент где-то в юношеском возрасте.
madhatterrus
Sep. 14th, 2010 11:26 pm (UTC)
в юношеском 15 лет, я так понимаю? вроде не колбасит еще?
antiqnuvo
Sep. 14th, 2010 11:45 pm (UTC)
колбасит колбасит. каждый год-два на антикварных салонах проявляются новые тенденции.
madhatterrus
Sep. 14th, 2010 11:24 pm (UTC)
а к 40 снова идет вразнос =)))
antiqnuvo
Sep. 14th, 2010 11:45 pm (UTC)
8)
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com