?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у anton_p_maltsev в Протезы, Вставки, Коронки.
Научно-техническая революция не обошла стороной  и реставрацию памятников деревянной архитектуры. Несмотря на полнейшее отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства, реставрационная наука не стояла на месте и шагнула вперед. Владение технологиями проведения реставрационных работ позволяет сегодня делать это качественнее, чем скажем, в советское время. Лет 30 назад это были новейшие технологии, но сейчас они стали просто современными. Признанными и широко используемыми в среде профессиональных реставраторов не только в России. В области сохранения памятников деревянного зодчества, во многом, благодаря деятельности Попова А.В.   Последние события с Ильинской церковью в Белозерске (http://russkij-sever.livejournal.com/1546836.html) и часовне в деревне Лазарево (http://www.svoboda.org/content/article/25233261.html) показали, что незнание технологий приводит к плачевным результатам. Утверждения из серии, что каждый мужик должен уметь срубить дом давно устарели.  Т.е. можно конечно этим заниматься, пожалуйста, только нельзя говорить о качестве и конкурентноспособности этого увлекательного занятия, и тем более реставрировать привлекая мужиков из деревни, или как сегодня принято гастарбайтеров. В области строительства из дерева существует огромное количество мифов именно из-за того, что каждый мужик считает себя крутым специалистом и может понарассказывать с три короба о том, какой мох, например, нужно брать для утепления дома.
Актуальным является утверждение, что необходимо учиться плотницкому делу, так же как и любой другой профессии. Не претендуя,  на безальтернативность в терминологии, попытаюсь сформулировать основные методы сохранения бревен при реставрации:
102


Для сохранения пораженных гнилью бревен рекомендуется применять три основных способа:
- протезирование
- вставка
- коронка

коронка 4 copy


Протезирование – докомпановка гнилого или утраченного фрагмента бревна.  Соединение протеза со старым бревном производится широко известным приемом «в паз и гребень». Подобное соединение часто встречается на исторических зданиях XVII-XIX веков и ранее. Паз рекомендуется выбирать в старом бревне, а гребень в протезе. Выбор нового материала для протеза следует производить из такого же по свойствам материала и той же породы. Новое бревно должно иметь, как правило, на 1-2 см. больший диаметр для того, чтобы иметь возможность подогнать место стыка к одному размеру. Подгонку соединения следует производить плотницкими приемами; чертой и топором. Для достижения плотности соединения и точности подгонки необходимо делать, так называемое, поднутрение – заглубление плоскости сопряжения с тем, чтобы касание сопрягаемых элементов происходило только на наружной кромке. В этом принципиальное отличие от столярного соединения, поэтому способ подгонки «под ножевку» недопустим. Как правило, имея дело с обрубленными торцами бревен надо не забывать, о том, что в соединении торец бревна также должен быть обрублен. Последовательность протезирования предполагает сначала подогнать стык бревен, а затем причерчивать паз и чаши.
101
103

коронка 3
Вставка – вычинка пораженной гнилью части бревна и замена ее новым фрагментом. Рекомендуется в качестве материала для вставки использовать здоровые части замененных бревен того памятника, на котором проводятся реставрационные работы. И которые уже не могут быть установлены на свои места. Из них же рекомендуется делать нагеля. Подгонка вставки выполняется плотницкими (не столярными) приемами чертой и топором. Допускается использовать пилу в тех случаях если на памятнике архитектуры также имеются следы применения пилы. Отверстия под нагеля сверлятся не насквозь с тем, чтобы клин упирался в конец отверстия и работал как анкер. При выполнении вставки форму и размер необходимо производить таким образом, чтобы она держалась естественным образом и не выпадала. По возможности накрывалась пазом верхнего бревна. Отверстия нагелей, также по возможности были закрыты пазом верхнего бревна. Форма вставки должна предусматривать естественное отведение попадающих на бревно осадков.
201
202
коронка 004коронка 001коронка 002
коронка 005



коронка 5 copy
Коронка – восполнение отколотого или гнилого фрагмента выпуска бревна. Материал для коронки рекомендуется использовать здоровые части замененных бревен памятника на котором проводятся реставрационные работы. В других случаях допускается применение древесины той же породы и качества. Коронка крепится с помощью нагелей выполненных из той же породы, что и бревна памятника. Рекомендованно применение двух основных вариантов. Первый допустим в случаях, когда отколотый или гнилой фрагмент выпуска выше нижней плоскости чаши. В тех случаях когда отколотый фрагмент находится на том же уровне или опускается ниже, следует применять вариант №2.
305
306
Общие рекомендации:
Нужно упоминуть о том, что инструмент должен быть остро наточен и способен рубить, поскольку при обработке дерева поперек волокон это особенно важно.
При выполнении вставок и протезов необходимо учитывать возникающий эффект «лоскутного одеяла».  Нельзя чтобы здание после реставрации выглядело таким образом.
Принятие решения о месте установки и размере протеза должно учитывать конструктивную целостность памятника. Не допускается производить соединение старого и нового бревен над проемами.
Не допускается применение клеев для крепление вставок в наружных конструкциях неотапливаемых зданий.


209
304

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com