?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Антик Нуво" публикует замечательный фоторепортаж корреспондента DVhab.ru из реставрационной мастерской Дальневосточного государственного художественного музея. Данный материал позволяет увидеть различные этапы работы по реставрации икон.

Фотокорреспонденту DVhab.ru удалось попасть в "святая святых" Дальневосточного государственного художественного музея. Вход в реставрационную мастерскую для простого посетителя музея недоступен и увидеть работу реставраторов дано не каждому.





Кабинет, в котором работают реставраторы, совсем небольшой. Все пространство его заполнено рационально. Как и полагается подобной мастерской, здесь своей очереди на восстановление первоначального вида ожидают множество произведений искусства.


Сейчас в мастерской работают двое настоящих профессионалов своего дела. Такая профессия достаточно редкая и таких специалистов в России можно пересчитать по пальцам.


Специалисты Елена Евстратова и Татьяна Маневич работают сейчас над очень важными произведениями, реставрация которых заставила их отложить в сторону другие шедевры. Они восстанавливают иконы.


Восстановление произведения искусства, это всегда очень сложный процесс, особенно когда речь идет об иконах. Большая часть операций, которые проводят реставраторы, они проделывают собственными руками при помощи специальных инструментов. Сейчас Татьяна Маневич производит утоньшение слоя олифы над красочным слоем иконы.


Утоньшение слоя олифы, которой покрывается икона после того, как ее написал мастер, делается для того, чтобы «открыть» спрятанные под ее слоем детали произведения. Со временем олифа имеет свойство темнеть.


Каких-либо временных ограничений на восстановление иконы, как и любого другого произведения, у реставраторов нет. Спешка в деле реставрации — губительна. Процесс это долгий и сложный, и подсчитать заранее, сколько времени уйдет на тот или иной шедевр, просто невозможно. Это же касается и икон. Порой на восстановление иконописного полотна уходят месяцы.


На самом первом этапе реставрации, который нашему корреспонденту увидеть не удалось, проделывается ряд процедур. Так, например, красочный слой может быть нарушен большим количеством кракелюров (прим. ред. Кракелюр — трещина красочного слоя лака). Для их исправления под неровности покрытия заводится очень редкий осетровый клей. После его нанесения место, которое необходимо «подклеить» проходят специальным термошпателем. На место «утраченных» фрагментов произведения наносится специальная грунтовка.


Данная икона сейчас проходит процесс реставрации и многие ее дефекты уже исправлены.


Для того, чтобы отреставрировать икону требуется большое количество разнообразных материалов и инструментов.


Елена Евстратова сейчас работает над восстановлением красочного слоя отдельных фрагментов иконописного полотна.


Каждый шаг в реставрации очень важен и, по-своему, уникален. В работе реставратора самое главное не только помочь произведению снова предстать перед глазами людей в своей первозданной красоте, но и ни в коем случае ему не навредить. По словам самой Елены Евстратовой, очень много работы занимает исправление ошибок более ранних реставраций.


Елена является настоящим мастерам своего дела, хотя по образованию архитектор. Она очень крупный специалист в своей области и является регулярным гостем на профессиональных семинарах, как в России, так и за границей.


Для хранения икон, как и других художественных произведения нужны свои определенные условия. Это обеспечит их наибольшую сохранность и позволит избежать повторной реставрации в ближайшее время. Допустимые условия для хранения икон: температура +17-22°С; влажность 50%-65%. Все же основные губительные факторы воздействуют на произведение именно в храме. Небрежное отношение уборщиц, копоть от свечей и прихожане — являются факторами губительными для икон. Как рассказали в реставрационной мастерской нашему корреспонденту — одна из самых сложных процедур, это убрать с красочного слоя губную помаду. Из-за пористой структуры произведения косметика проникает очень глубоко и затрагивает все слои краски.


На стенах в реставрационной мастерской развешано импровизированное портфолио специалистов. Даже это огромное количество примеров отреставрированных работ является лишь небольшой толикой их реального объема.


Реставрация данной иконы уже практически закончена. Все иконы, над которыми сейчас ведется работа, взяты из фондов музея. Сейчас в его постоянной экспозиции размещены несколько икон, но Елена Евстратова желает, чтобы их стало больше. Все иконописные полотна были переданы нашему музею в 1931 году из Государственного музея. Предположительно, иконы датируются XVI веком.


Фотофиксация — обязательное условия при проведении реставрационных или работ по консервации произведения. Снимок каждого из восстановительных этапов — важный контрольный документ, позволяющий судить о качестве проводимой реставрации. Фотофиксирование проводят на каждом этапе реставрационного процесса с приложением в кадре масштабной линейки.


Произведения фотографируют с лицевой стороны с заменённой профилактической заклейкой с пробным укреплением. После укрепления фотографируют общий вид иконы и те фрагменты, которые запечатлели до реставрации.


Порой реставрировать приходится не только само полотно иконы, но и доску, на которой она написана. Она так же представляет большую ценность.


При реставрации специалисты используют различные художественные материалы. В арсенале мастеров есть краски практически всех видов, которые, в основном, заказывают из-за границы.


Мастерская реставратора — настоящий кладезь различных составов и растворов. Но самый ценный материал, замены которому пока не придумано — осетровый клей. К сожалению, все заводы по его производству в России закрыты, и приобрести его большая проблема.


Опыт работы — это то что делает из начинающего реставратора настоящего профессионала. Сам процесс очень близок к искусству и требует от специалиста глубоких знаний в истории искусства.


Порой в качестве инструмента для реставрации может сгодиться предмет, который, казалось бы, предназначен совершенно для другого.


Практически вся работа реставраторов проходит в специальных очках, которые также используются ювелирами. Они обладают свойствами увеличительного стекла и незаменимы при восстановлении мелких деталей произведений искусства. Но есть и более мелкая работа, для производства которой даже приходится использовать микроскоп.


Кисти всех форм и размеров присутствуют в мастерской в огромном количестве.


Рабочая обстановка в мастерской. Процедура реставрации в самом разгаре.


Данная картина называется «Обжора» и находится в процессе восстановления уже не первый год. Виной тому огромный объем работы для того, чтобы привести ее к ее первозданному виду.


Реставратор Елена Евстратова рассказала нашему корреспонденту, что картина «Обжора» приносит удачу всем, кто её увидит. Видели эту картину в процессе реставрации очень немногие, и нашему корреспонденту посчастливилось ее лицезреть.


Елена Евстратова и Татьяна Маневич переняли опыт специфики мастерства у профессионала высочайшего класса Ларисы Яшкиной. На фотографии вы можете увидеть пример кропотливой работы реставраторов. Лариса Яшкина являлась автором многих концептуальных идей. Ее разработки легли в основу многих современных методик по устранению разрушений и дефектов масляной живописи. К сожалению мастер умерла в 2010 году, успев лично передать свои знания лишь немногим.


Реставратор Елена Евстратова с большим трепетом относится к каждому произведению над которым она работает.


Мраморный стол, специально сделанный по заказу реставратора Елены Евстратовой является незаменимым инструментом в мастерской. Его столешница изготовлена из цельного куска мрамора и весит она более трехсот килограмм.


Порой восстанавливать приходится значительные участки иконы, но только если это возможно. Для подобного рода работы требуются архивные фотоматериалы, на которых изображена икона в ее максимально целом виде.


Термошпатель — самая незаменимая вещь в работе любого реставратора.


Ультрафиолетовая лампа также позаимствована из медицины. Некоторые виды реставрационных работ можно провести только с ее помощью.


Мастерская реставраторов — настоящий кладезь разных произведений искусства. Эта картина временно перенесена из фонда музея.


Мраморный стол — уникальный и необходимый инструмент для проведения реставрационных работ. Мрамор обладает уникальной особенность максимально долго сохранять одну температуру, что необходимо для некоторых операций в реставрации.


Есть в мастерской и картина, которую им подарили. Портрет Иисуса написан современным Санкт-Петербургским художником и имеет высоту более полутора метров.


Многие работы на долгое время перекочевали из фондов музея в мастерскую к реставраторам.


Многие работы на долгое время перекочевали из фондов музея в мастерскую к реставраторам.


Один из примеров реставрации иконы на разных этапах.

Оригинал взят у DVhab.ru в "Уникальный процесс реставрации икон заснял фотокорреспондент DVhab.ru"
Текст и фото: Александр Янышев

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
chudina_ij
Mar. 12th, 2014 02:14 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com