?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нас, реставраторов, часто спрашивают, почему некоторые коллеги часто делают из антикварных предметов новодел. То есть после реставрации предмет старины будь то икона XVI века, рекамье из Кремлевского дворца, картина Тициана или простое антикварное кресло, выглядят как новые. На самом деле вопрос не в том почему (а причин масса возможных: непрофессионализм, желание заказчика, излишняя настойчивость…), а в том, где находится грань вмешательства реставратора. Итак, вопрос понятен. Осталось на него грамотно и лаконично ответить.




Отметим, что тема вмешательства реставратора важна не только для музейщиков, искусствоведов, коллекционеров и реставраторов. Данная тема настолько важна для вопроса сохранения культурного наследия человечества, что с начала 1990-х поднимается даже за пределами специализированных изданий. Также отметим, что нижеследующий текст и анализ работ в Сикстинской капелле – намеренно краток и лишен деталей.





Ответ на самом деле прост и мы его не только озвучим, но и проиллюстрируем. Итак, грань. Грань вмешательства определяется следующим образом: объект восстановления должен выглядеть после рестврационно-восстановительных работ так, как будто:
1) Не видны признаки и последствия вмешательства. Реставрации не было, такова сохранность предмета.
2) За основу выбора тональности в деталях и облика мелочей береться то, как выглядел предмет во времена, когда он только появился.

Для визуализации ответа мы воспользуемся одним из наиболее известных примеров реставрации, к которому сотрудники "Антик Нуво", к сожалению, не имели отношения. Такой выбор обусловлен прежде всего известностью объекта. Это росписи Сикстинской капеллы. Одиозный образ протянутых в небе рук, да простят нам такую простую формулировку, является одним из наиболее известных визуальных образов. И он также подвергался реставрации.



В 1999 году работы были окончены. Объем работ был велик, плюс осложнения в особом статусе и географии объекта. Работы заняли почти 20 лет. Основные работы заключались в удалении загрязнений – росписи были буквально покрыты копотью. В рамках реставрации проводились стандартные работы, которые в основе своей одинаковы у всех реставраторов. У нас точно такие же работы есть ежедневная работа: укрепление основы и красочного слоя, расчистка от загрязнений и лаков, дополнительные укрепления, тоникровки и консервация. Это очень краткая версия. На практике все сложнее.


1

Вот пример того, как выглядели росписи с конце 1970. Кстати в середине 1970 проводились другие реставрационные работы и некоторые источники утверждают, что те работы были проведены с большей сохранностью старого облика. Эта тема уже 10 лет источник споров искусствоведов.

В 1999 году газета Коммерсантъ следующим образом описывала капеллу: «Сикстинская капелла — абсолютный рекордсмен по количеству пластических шедевров на единицу площади. Для того чтобы узнать, что такое искусство Высокого Возрождения, вполне достаточно посетить ее одну. Здесь все правильно, как в учебнике: внизу — то, что пораньше, наверху — попозже. Внизу — хорошее, наверху — гениальное. На стенах — Боттичелли, Пинтуриккьо, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино. В алтаре и на потолке — Микеланджело. Приложил к капелле руку и Рафаэль, который выполнил рисунки для шпалер, но после Микеланджело можно было уже и не браться. Капелла и так уже стала главной святыней ренессансного искусства.




Росписи Сикстинской капеллы — самый амбициозный проект Микеланджело. Источники утверждают, что он не хотел за них браться. После бурных разрывов и дипломатичных примирений со своим главным заказчиком, папой Юлием II, художник вернулся в Рим. И получил совсем не тот заказ, который хотел — не скульптурную гробницу, с идеей которой долго носился, а росписи потолка Сикстинской капеллы. Художник был недоволен, хотел пригласить помощников, но почему-то передумал и заперся в капелле в одиночестве. Там он сотворил "Сотворение мира", померился силами с Богом и стал величайшим живописцем своего времени.

Писал Микеланджело, конечно, не для людей. Потому что рассмотреть росписи невозможно — нужно либо лежать на помосте, как делал это Микеланджело, когда их писал, либо вывернуть голову. Да и то ничего толком не разглядишь. Лет триста путешественники жаловались, но терпели, последние сто — явно предпочитают хорошие репродукции. Знаменитые фрески грозили так навсегда и остаться объектом почти религиозного культа для туристов и знатоков, если бы не громкая реставрация. Она превратила серо-коричневые росписи в розово-голубую искрящуюся картинку, куда более привычную читателям глянцевых журналов.»




Обратите внимание на кракелюры (трещины) в штукатурке. Их можно было зашпаклевать и затонировать, но этого не было.



Нам кажется что этот опыт реставрации на примере фотографии до и после реставрации Сикстинской капеллы очень хорошо иллюстрирует грамотное определение грани между реставрацией и вмешательством в объект реставрации.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kowka_bagira
Jul. 29th, 2009 01:51 pm (UTC)
очень интересная статья, спасибо!
antiqnuvo
Jul. 29th, 2009 03:16 pm (UTC)
как правильно заметил выше Trojzzza статья не доделана.

Но спасибо, будем работать!

antiqnuvo
Mar. 26th, 2010 11:44 pm (UTC)
Кстати, этот материал написан при помощи моих коллег по "Антик Нуво" реставрация мебели, икон и картин.


( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com